Общественно-познавательный сайт "Вестник Уймонской долины"

Войти
Георгий Черных

Неведенье зла

.

.765.

.

ВЫНУЖДЕННЫЙ  КОММЕНТАРИЙ

.

.

Предлагаю вашему вниманию стихотворение «Неведенье зла».
Но, прежде чем вы его прочитаете, я считаю необходимым кратко прокомментировать общую суть данного стихотворения.

.

Как-то, в одной из телепередач, довелось мне увидеть отображение Российской действительности и её сравнение с Японской душой (хочу оговориться сразу, что в этой передаче говорилось о конкретных моментах и действиях в жизни России.

.

И, что самое интересное, описание происходило на примере японской нэцкэ (на – «корень», цукэ – «прикреплять»), которая изображает трёх обезьян, каждая из которых закрывает лапками либо рот, либо уши, либо глаза. Этот сюжет является иллюстрацией буддийской идеи «не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла», или «ничего не вижу, ничего не слышу, не произношу зла» (по-японски это звучит, как «мизару, киказару, ивазару»).

.

Да простят меня истинные любители японской культуры, что за основу этого стихотворения я выбрал прекрасную и изящную, пронзительно мудрую, заставляющую осмыслить все поступки, действия, слова и, даже, мимику и мысли в нашей жизни, нэцкэ Самбики-сару, что в переводе на русский язык означает «Неприятие зла».

.

Вообще, эта нэцкэ служит как для защиты от зла, так и напоминание не совершать его. То есть не совершать необдуманных поступков, не обращать внимания на глупость, не вступать в спор с дураком.

.

Но я живу в России, в которой образ жизни Европы постоянно переплетается с культурой мысли Азии, что получается свой, своеобразный, слой, в корне отличающийся как от Запада, так и от Востока.

.

На стыке двух таких разных культур и получился менталитет русского человека, сущность которого – крайность. Это, образно говоря, палка, у которой есть только два конца и совершенно отсутствует середина.

.

Русский человек, если любит, то без остатка, а ненавидит – так до смерти.
Нежно гладя одной рукой, беспощадно бьёт другой.
Прощает от всей души, или же в сердцах убивает.
Он может снять с себя последнюю рубашку, но сможет обобрать всех и всё.

.

Так и в этой нэцкэ, говорилось в телепередаче, мы сможем увидеть лишь бессердечие и жестокосердие, равнодушие и безразличие, безынициативность и малодушие. Ну, в лучшем случае, лояльность.

.

На основе  японской нэцкэ «Неприятие зла» я попытался выразить главные, на мой взгляд, недостатки русской, да что там русской – общечеловеческой, психологии.

.

Стихотворение написано Мнимой прозой. В некоторой степени для того, чтобы скрыть некоторые технические «вольности», отчасти потому, чтобы показать монолог человека, пытающегося объяснить, по большей части, самому себе, своё поведение в той или иной ситуации.

.

.

.

НЕВЕДЕНЬЕ ЗЛА

.

.

Не вижу.197

Ослеп.

От избытка дурмана

стаканного быта и пошлых утех

не вижу ни боли, ни лжи, ни обмана.

Не видят глаза. Слеп мой взгляд как у всех.

Как все, не подам руку помощи в горе.

Не стану скорбеть, не подставлю плечо.

Во всём равнодушие: в радости, в ссоре –

от них мне не холодно, не горячо.

Смотрю на себя, но не вижу порока.

Не вижу людей и не чувствую. Бога

не вижу. Не знаю, и знать не хочу.

Живу-существую не думая, просто:

ведь жизни дорога ведёт до погоста.

А значит, не нужно и ставить свечу.

.

.

Какое блаженство – не слушать!

Не слышать о горе людском и о бедах земных.

Не воспринимать. Брать не больше, не выше,

чем можешь – хватает проблем и своих.

Я в жизни суровой нашёл свою нишу

и не размышляю о завтрашнем дне.

От скверны свой внутренний голос не слышу.

Я глух ко всему. Я – как рыба на дне

лежу, и не слышу. Не помню. Не знаю.

Кто рвётся вперёд, кто не хочет быть с краю,

кто против течения – наперечёт.

Приятней лежать так, под илистым камнем,

и слушать волнение волн с замираньем –

под камнем лежачим не страшен сам чёрт.

.

.

Молчу.

Не ропщу.

Не кричу.

Не взываю.

Безмолвствует разум, и совесть без слов.

Я знаю одно, что моя хата – с краю

в бескрайней, огромной стране… молчунов.

Не спорю, молчу, когда хлещут словами,

когда попирают закон и права,

и топчут в грязь кирзовыми сапогами.

Когда на губах кровь, песок и трава.

Не каждый возьмётся прожить бессловесно,

без звука. По-моему, это уместно –

молчать про своё, как скала-монолит.

Молчание – золото. Больше, чем чувство.

Молчание – это большое искусство.

Особенно там, где никто не смолчит.

.

.

Философ сказал: «Жизнь – колосс, или колос? –

огромна, изящна, но не навсегда».

А, значит, мне лучше не слушать свой голос,

смотря НА НИЧТО, В НИЧЕГО, В НИКУДА.

Ведь это же просто – не видеть изъяны,

глядясь в отражение ЭГО-зеркал.

А что вместо мыслей одни «тараканы»,

так это у всех – я вчера узнавал.

Но давит на мозг одна мысль не по-детски

про три обезьяны – японское нэцкэ

«Не вижу, Не слышу и Вечно молчу».

Заснуть бы, а думы засунуть за память.

Во сне, как известно, всё может растаять.

А утро – не вечер, там всё по плечу.

.

 215

2 комментария: Неведенье зла

  1. Людмила:

    Это,наверно в преддверии Года Обезьяны тема возникла? Конечно, каждый имеет право по своему понимать какие то вещи. Но прежде чем говорить о чем то нужно глубоко изучить тему. Символизм этих обезьянок нужно еще постичь.

  2. Олег:

    Очень хорошее стихотворение!
    Все как в жизни военного переводчика. Пишите смелее! У Вас получается!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.